План-программа Играя - развиваюсь

Пояснительная записка
Актуальность программы обусловлена тем, что с каждым годом растет
количество детей с ограниченными возможностями здоровья, адаптация
которых значительно затруднена без дополнительных коррекционных
мероприятий.
Современная ситуация в системе образования, в которой происходит
изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания
педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подходах
к решению проблем конкретного ребёнка, побуждает специалистов к
созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий
специализированной помощи детям, имеющим проблемы в психофизическом
развитии, воспитании, общении и поведении.
Цель программы: адаптация детей, коррекция и развитие познавательной,
речевой и эмоционально-волевой сфер детей дошкольного возраста с
нарушениями развития.
Задачи программы:
- Развивать мелкую и общую моторику
- Развивать активность в музыкально - ритмической деятельности.
- Способствовать развитию музыкального слуха (звуковысотного,
ритмического, тембрового)
- Развивать физические качества: ловкость, быстроту, силу, равновесие,
глазомер, выносливость.
Новизна данной программы заключается в том, что в ней большое
внимание уделяется играм и игровым упражнениям с нестандартным
оборудованием, побуждая в интересной и увлекательной форме выполнять
довольно таки сложные для детей упражнения.
Нормативное обеспечение программы разработано в соответствии:
с основной образовательной программой, разработанной в соответствии с
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», с
федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования (Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва
"Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования"), с учетом Инновационной программы
дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М.
Дорофеевой.
Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования,
особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета,
образовательных потребностей и запросов воспитанников. Определяет цель,
задачи,
планируемые
результаты,
содержание
и
организацию
образовательного процесса на ступени дошкольного образования.
Участники программы:
Целевая группа: дети старшего дошкольного возраста с ограниченными
возможностями здоровья.

Исполнители: Музыкальные руководители и инструктор по физической
культуре
Показания: программа рассчитана на категорию детей дошкольного
возраста, прошедших ПМПК, которым рекомендовано обучение по
адаптированной основной общеобразовательной программе дошкольного
образования для обучающихся с сочетанными нарушениями развития и
нуждающимся в оказании специальной комплексной коррекционноразвивающей помощи.
Принципы реализации программы
Программа построена на следующих педагогических принципах:
постепенного и последовательного повышения нагрузок;
 систематичности;
 вариативности;
 наглядности;
 доступности;
 закрепления навыков;
 индивидуализации.
Срок обучения: 1 год
Количество занятий: 30
Режим занятий:
Занятия проводятся 1 раза в неделю во второй половине дня.
Длительность занятий - 20 минут.
Форма проведения занятий – игра и игровые упражнения.
Форма организации занятия – групповая.
Требования к проведению занятий:
Занятия проводятся в музыкальном зале.
Перед занятием обязательно проведение влажной уборки
и проветривания.
Материально-техническое обеспечение.
Предметы, используемые для реализации программы.
На занятиях используются различное оборудование: стандартное и
нетрадиционное оборудование: клавесы, обручи, мягкие модули, щетки,
прищепки и т.д.
Технические средства
Музыкальный центр, аудио материал, флешносители, нетбук, проектор.
При составлении программы использовались следующие программы и
технологии:
«Конспекты по логоритмике» М.Ю.Картушина (ТЦ Сфера,2007 г.)
«Психогимнастика» М.И.Чистякова (Присвящение, 1990 г.).
«Музыкальная коррекция детей» Е.Н.Котышева (ТЦ Сфера, 2010г).
«Будь здоров, дошкольник», Т.Э. Токаева (ТЦ Сфера, 2016г).
«Система», Пустынникова Л.Н., Пермь, 1990.

Предполагаемые результаты:
К концу обучения по программе у детей:
Достаточно развита мелкая, общая моторика и координация движений
кистей, что отражается на качестве продуктивной деятельности:
аккуратность, точность.
Активизируется работа речевого аппарата.
Формируются
коммуникативные
навыки,
ребёнок
вступает
во
взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Достаточно
развиты физические качества: ловкость, быстрота, сила,
равновесие, глазомер, выносливость.
Диагностика и мониторинг:
Диагностика проводится только с согласия родителей (законных
представителей). Результаты педагогической диагностики используются для
решения
задач
педагогического
сопровождения
и
проведения
квалифицированной коррекции развития ребенка. Мониторинг детского
развития проводится два раза в год (в сентябре и мае). В проведении
мониторинга участвуют специалисты группы. Основная задача мониторинга
заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком программы
и влияние коррекционного образовательного процесса, организуемого в
ДОУ, на развитие ребенка. Мониторинг детского развития осуществляется с
использованием метода наблюдения, а также диагностических методик.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Методика и содержание программы игротеки «Играя – развиваюсь».
Особенности развития детей. ЗПР — это временное отставание
развития психики или отдельных ее функций. ЗПР часто наблюдается при
нарушениях слуха, зрения, опорно - двигательного аппарата, сопровождает
психопатоподобные, невротические и аутистические расстройства личности
ребёнка. Существует множество подходов к классификации ЗПР, но чаще
различают четыре варианта (классификация К.С. Лебединской): ЗПР
конституционального, соматогенного, психогенного и церебральноорганического генеза. Психическое и речевое недоразвитие при ЗПР
возникает в силу незрелости эмоционально-волевой сферы, длительных
хронических заболеваний, неблагоприятных условий воспитания на фоне
органического поражения головного мозга разной степени выраженности.
Методы обучения, используемые в программе:
Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая
артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для
детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они
подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звука.
Работа
над
артикуляцией
позволяет
уточнить
правильное
звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет
аппарат.
Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания,
помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность,
силу и правильное распределение выдоха.
Этюды и упр. на развитие эмоциональной сферы способствуют коррекции
психо-эмоционального состояния ребенка. Используются этюды Чистяковой
М.И.
Пальчиковая гимнастика. Науке давно известно, что развитие подвижности
пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую
моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию.
Пальчиковые игры и упражнения, проводятся чаще под музыку – тексты
пропеваются, или музыка звучит фоном.
Муз. ритмические упражнения, игры, танцы- являются неотъемлемой
частью коррекционной программы. Средствами музыки и двигательных
упражнений происходит коррекция и развитие
высших психических
функций, улучшается качественные характеристики движения, развиваются
личностные качества, саморегуляция и произвольность движений и
поведения.
Кинезиологические упражнения. Комплекс движений, позволяющий
активизировать межполушарное воздействие. Влияют не только на развитие
умственных способностей и физического здоровья, они позволяют
активизировать различные отделы коры больших полушарий, что
способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в
различных областях психики.

Игры на развитие муз-го слуха (звуковысотнго, ритмического, тембрового)
развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта),
что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов,
фраз.
Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом
человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы
общения; приобщают к сотрудничеству. Такие игры чаще проводятся в
общем кругу.
Подвижные игры, хороводы, тренируют детей в координации слова и
движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену
движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания,
ответственности, побуждают детей выполнять правила игры.
Чистоговорки. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется
выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное
произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и
слуховое внимание.
Упражнения для регуляции мышечного тонуса. Различение тихой и громкой
музыки. Упражнения на напряжение и расслабление мышц рук, туловища,
живота, спины под музыку. Упражнения для укрепления (расслабления)
тонуса мышц речевого аппарата. Формирование умения ощущать
напряжение и расслабление собственных мышц. Различные виды ходьбы в
зависимости от характера музыки. Упражнения
на напряжение и
расслабление с предметами.
Физические упражнения на развитие мышц мелкой и крупной моторики
Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет
логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная
речь. Целесообразно организовывать эти игры 2 специалистам, Один из них
исполняет роль наблюдателя и ассистента. Эти наблюдения помогут для
проведения дальнейшей развиваю.щей работы.
Физические упражнения на развитие физических качеств: ловкость, сила,
выносливость и т.д.
Двигательные упражнения помогают развивать умение управлять своим
поведением, способствуют формированию межполушарного взаимодействия,
обеспечивают развитие слухового и зрительного внимания, помогают детям
осознавать свое тело.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ СОВМЕСТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ОВЗ
N п/п

Месяц

Тема занятия

1,2

Сентябрь

«Правила безопасности знаю, 2
их я строго соблюдаю»

3,4

Октябрь

«Вершки и корешки»

2

5,6

Октябрь

«Птицы наши друзья»

2

7,8

Ноябрь

«Моя страна – моя семья»

2

9,10

Ноябрь

«Кем быть?»

2

11,
12

Декабрь

«Зимушка-зима»

2

13,
14
15,
16
17,
18
19, 20

Январь
Февраль

«Ярмарка.
Народные 2
обычаи»
« Едем, плывем, летим»
2

Февраль

«Прощание с зимой»

2

Март

«Масленица»

2

21, 22

Март

«В мире животных»

2

23, 24

Апрель

«Космическое путешествие»

2

25, 26

Апрель

«Весна-красна»

2

27, 28

Май

«День Победы»

2

29, 30

Май

«Мир насекомых»

2

ВСЕГО

Кол-во
часов

30

Литература:
«Конспекты по логоритмике» М.Ю.Картушина (ТЦ Сфера,2007 г.)
«Психогимнастика» М.И.Чистякова (Присвящение, 1990 г.).
«Музыкальная коррекция детей» Е.Н.Котышева (ТЦ Сфера, 2010г).
Будь здоров, дошкольник», Т.Э. Токаева (ТЦ Сфера, 2016г).
«Система», Пустынникова Л.Н., Пермь, 1990.
Формирование двигательной сферы детей 3-7 лет: фитбол-гимнастика:
конспекты занятий. Н.М. Соломенникова, Т.Н. Машина. – Волгоград:
Учитель, 2011.
Подвижные развивалки круглый год. Ю. Филимонова, О. Щепкина. – М.:
Эксмо, 2010г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».